41. Танцевально двигательная терапия

Скачать передачу


Всем привет.

С вами, как и всегда по субботам, «Кельтская новь».

Сегодня, как я и обещал в прошлый раз, мы послушаем что-нибудь необычное. Довольно часто в моей передаче проскакивали те или иные мелодии с бретонским уклоном. Сегодня же я хотел бы поговорить с вами о французской музыке. Пользуясь случаем, напомню, что у нас работает чат, расположенный по адресу folkradio.ru/chat. В чате можно задать вопросы и получить на них ответы.

Ну, а мы, как и полагается всякой передаче про французскую музыку, начнём с вальса.

Duo absynthe — Albiztur

Франция, как самостоятельное государство известна нам примерно с 1190 года, когда это название впервые употребляется в официальных документах королевской канцелярии. Впрочем, Франция упоминается и в «Песне о Роланде», уже точно существовавшей в 1066 году. Как я уже рассказывал раньше, Франция вошла в эпоху культурного расцвета несколько позднее Италии и основные её культурные достижения, как считается сегодня, начинают совершаться в эпоху барокко. Впрочем, что-то барочное (и даже немного французское) мы слушали с вами в прошлый раз. Поэтому сейчас мы послушаем совсем не барочное бурре.

Komred — Para lo lop / Cinq garçons

Бурре — музыкальная форма возникшая в XVI веке и достигшая особой популярности в эпоху барокко. Барочное (простите, я опять немного окунусь в историю), барочное бурре играется в размере 2/2 и имеет затакт в 1/4. Позднее, в народной культуре, бурре стало играться не только в двудольном, но и в трехдольном ритме — сейчас значительно проще найти народное бурре à 3 temps, нежени à 2 temps. Давайте послушаем ещё одно трехдольное бурре.

Djal — L'école des lucioles

Стоит сказать, что самым сложным при отборе музыки для сегодняшней передачи было отделение культуры Франции от культуры Бретани, поскольку они значительно отличаются. Про музыку Бретани, кстати, уже рассказывал Дмитрий Курцман в начале второго сезона передачи «Рельсы рока». И, если бурре были заимствованы бретонской культурой из Франции, то Франция заимствовала из Бретани танец гавот. Впрочем, все современные гавоты играются какими-то суровыми героями фест-нозов и жить не могут без бомбарды, звучащей в паре с волынкой. Именно поэтому их мы сегодня не услышим. Давайте послушаем ещё один вальс.

La machine — Tes histoires / Les cartes

Это был не совсем обычный вальс в 5 па. Играется он так: 1–2 –3–1–2–1–2–3–1–2. Но, двинемся дальше по череде наших бесплодных попыток не смешивать музыку Бретани и Франции. Ещё один старинный француский танец — бранль. Бранлей существовало великое множество — едва ли их число меньше числа сочинённых бурре. Сегондя во Франции почти не танцуют, их место заняли другие танцы, в их числе — андро и антер-дро. Давайте послушаем одно андро, написанное по мотивам одной известной мелодии.

Les round baleurs - A Bordeaux

Андро и антер-дро являются круговыми танцами-цепочками, которые могут быть довольно длинными — на больших музыкальных фестивалях в такие танцы вливается несколько тысяч человек. Другими цепочечными танцами являются риде или лариде. Они произошли от антер-дро примерно в середине девятнадцатого века.

Кстати, пользуясь случаем, сообщу, что композиция «Чёртово лариде» одной известной группы, имя которой нельзя произносить на ФолкРадио не имеет к лариде никакого отношения.

Les round baleurs - C'était une jeune fille

Конечно же, множество новых танцев появилось во Франции не только в эпоху барокко, но и в более поздние времена. Взять например, как бы это сказать, скоттиш. Стойте-стойте, я не могу не отвлечся на лирическое отступление.

Если позволите, я хотел бы называть этот танец шотиш — мне так привычнее, потому что танец этот, судя по всему, имеет немецкое происхождение и по-немецки произносится именно так, во Франции он появился примерно в пятидесятых годах XIX столетия где и приобрел популярность не только у высокообразованной публики, но и у простого народа.

Alambic - Ballotage favorable

Шотиш приобрёл популярность не только во Франции. Танцевали его и в Англии, и даже в России. Известная нам всем финская енька и норвежский райнляйндер тоже являются шотишами, только называются иначе.

Стоит, наверное, сказать, что вся совокупность современных танцевальных музыкальных форм сегодня причисляется к отдельному жанру, называемому bal folk, ну то есть попросту бальный фолк. Самыми главными отличительными чертами бального фолка являются его ритмичность и используемый в музыке набор инструментов: гитара, скрипка, диатонический аккордеон и перкуссия, чтобы сделать музыку более ритмичной. Иногда к этому набору добавляется м-м-м харди-гарди, более известный нам под именем колёсной лиры. Кстати, в программе «Ойкумена» уже выходили несколько передач, посвящённых этому инструменту.

Kitus — Adèle Blanc-Sec / Badinerie / 25C Rue Moreil Ladeuil

Первая часть этого шотиша названа в честь Адели Белое Сухое, героини фильма Люка Бессона «Невероятные приключения Адель». Фильм, если вы его ещё не видели, стоит того, чтобы быть просмотренным.

Конечно же, не удалось Французской народной культуре избегнуть и английского влияния. Когда-то давно я делал передачу, посвященную общеевропейскому весёлому ритму в 6/8. Итальянские тарантеллы, испанские мунейры, английский джиги и французские шапелуазы. И, хотя Франция граничит со всеми перечисленными государствами, считается, что шапелуазы придуманы именно под влиянием английских джиг.

Джига!

Tradirrationnel - Pas si près s'y pisse

От старых и быстрых танцев мы перейдем к танцам менее быстрым, но ничуть не менее старым. Конечно же, ни одна передача про французскую народную танцевальную традицию не могла обойтись без мазурок. Мазурка — технически сложный танец, появившийся в Польше и известный нам по описаниям современников с последнего десятилетия XVIII века. После того, как на подошвах сапог русских офицеров мазурка была принесена в Париж, она стала известной в Англии и Америке. Во Франции быстрая и утомительная мазурка, впрочем, не прижилась. Её быстро вытеснила медленная и безумно красивая полька-мазурка.

Tradirrationnel - Frat

Вот ещё один танец восточноевропейского происхождения. Про польки я уже делал передачу в первом сезоне «Кельтской нови». Чешские польки были сильно переработаны французскими танцмейстерами перед тем, как попали в бальную залу. Сегодня польки танцуют и в народной среде: они стали значительно быстрее и потеряли всю техническую красоту.

Komred - Polka du quartier

Вот и подошла к концу наша передача, посвященная французскому бальному фолку и танцевально-двигательной терапии, непрерывно с ним связанной. Стоит сказать, что все эти танцы можно станцевать в Москве — каждый второй вторник в клубе «Вермель» проходят кельтские вечера, где собираются десять музыкантов и десять танцоров. Кстати, вход на кельтские вторники абсолютно бесплатен.

В следующий раз мы с вами послушаем что-нибудь необычное. Я же прощаюсь и оставляю вас наедине с вальсом.

Удачи!

Les brayauds - La valse a Dede

Скачать передачу