18. Жемчужина причудливой формы

Скачать передачу


Всем привет.

Когда-то очень-очень давно я обещал рассказать вам про Джоржа Фредерика Генделя. Перед Новым Годом как-то принято выполнять все невыполненные обещания. Поэтому — выполняю. Сегодня мы будем говорить про музыку эпохи барокко.

William Christie, Les Arts Florissants — Sarabande from "Keyboard suite in D minor” (composed by George Frederic Haendel)

Эпоха барокко началась сразу после окончания эпохи Возрождения. На территории Италии, главенствовашей тогда, начали править иностранцы — испанцы и французы. Хотя Италия и остается центром религиозной жизни, культурный центр сдвигается на север — в Париж. Музыкой эпохи барокко принято считать композиции, написанные с 1600 по 1760 год.

William Christie, Les Arts Florissants — Allegro from "Concerto no. 1 en Sol majeur” (composed by George Frederic Haendel)

Музыкальный словарь Жана-Жака Руссо, изданный в 1768 году, под музыкой эпохи барокко подразумевает причудливую, необычную, странную музыку доклассической эпохи. Музыковеды до сих пор не выработали единственно верной классификации музыки этой эпохи. Кто-то говорит, что музыку барокко вообще нельзя считать положительным явлением. Соглашаться с ними или нет — вопрос сложный и я не буду на него отвечать. Лучше я просто поставлю вам какую-нибудь неимоверно красивое.

William Christie, Les Arts Florissants — Gigue from "The fairy queen” (composed by Henry Purcell)

Впрочем, даже если и считать барочную музыку сугубо отрицательным явлением, нельзя не отдать ей должного. Смотрите сами: появилось искусство оперы, были созданы «Времена года» Антонио Вивальди, Иоганном Себастьяном Бахом были написаны такие музыкальные сочинения как «Искусство фуги» и «Хорошо темперированный клавир». Последнее музыкальное сочинение определило характер развития европейской музыки на 200 лет вперед — до популяризации среди европейцев джаза с его импровизационной традицией.

William Christie — Rigaudons I & II from "Pieces de clavecin” (composed by Jean-Philippe Rameau)

Как я уже говорил, в культуре и искусстве стала главенствовать Франция. Одним из виднейших французских монархов той эпохи был Людовик XIV, король-солнце, как называли его подданные. Конечно, у такого значительного монарха, как Людовик был и свой придворный композитор. Его звали Жан-Батист Люлли.

Jordi Savall, Le Concert des Nations — Chaconne des scaramouches, trivelins et arlequins (composed by Jean-Batiste Lully)

Людовик XIV был замечательным человеком. Его страсть к искусствам, наверное, не знала равных. Известно, что Людовик не только любил смотреть на балет, но, зачастую и сам в нем участвовал. Для него Жан-Батист Люлли и написал большую часть своей музыки. Если Людовик XIV говорил: «Государство — это я!», то Жан-Батист Люлли, наверное, мог бы сказать: «Музыка — это я!». И, наверное, был бы прав.

Jordi Savall, Le Concert des Nations — Passacaille from "Armide” (composed by Jean-Batiste Lully)

Но что-это я увлекся музыкой? Чуть раньше я сказал, что опера в эпоху барокко тоже имела немалую популярность. Оперы писали многие: Генри Перселл, например, писал музыку к операм по пьесам Уильяма Шекспира. А вот Мольер, с уже известным нам Жаном-Батистом Люлли придумали оперу-балет — театральное действо, в котором арии перемежались танцевальными вставками.

William Christie, Les Arts Florissants — All'armi from "Amor vince ogni cosa” (composed by Marc-Antoine Charpentier)

Как и в любую другую эпоху музыка высоких стилей тянется к музыке народной. Такое явление можно было наблюдать и до эпохи барокко, и после нее. Хотя барокко кажется чопорным, пафосным и недоступным, ему тоже не чужды народные черты. В английской музыке в эпоху барокко были очень популярны жиги и хорнпайпы. Их и послушаем.

William Christie, Les Arts Florissants — Alla hornpipe from "Water music” (composed by George Frederic Haendel)

Эпоха барокко со всей присущей ей вычурностью не могла не хлебнуть через край. Историки музыки считают, что в 1750 году эпоха барокко канула в лету. Началась эра классицизма. Виднейшими ее представителями можно назвать Людвига Ван Бетховена, Вольфганга Амадея Моцарта, Франца Йозефа Гайдна и много кого еще.

Allegro assai from "Keyboard concerto no 11” (performer unknown, composed by Franz Joseph Haydn)

Если историки и спорят о том, когда началась эпоха барокко, то вопрос о конце эпохи классицизма порождает значительно меньшее число вопросов. 14 июля 1789 года в Париже была взята Бастилия. 21 января 1793 года Людовик XVI, приходившийся правнуком королю-солнцу был казнен на гильотине.

Jordi Savall, Le Concert des Nations — Allegro from "Concerto Brandenbourgeois en Re majeur” (composed by Johann Sebastian Bach)

В музыке эпоха барокко оставила значительный след. Музыка барокко была написана для небольших оркестров — тогда просто не было возможности собрать оркестр из ста музыкантов. Некоторые исследователи считают, что это роднит ее с джазом, оркестры для которого тоже изначально состояли из небольшого числа людей. Кроме того, как и в джазе, музыка барокко богата разнообразными украшениями.

Jordi Savall, Le Concert des Nations — Les nimphettes de la Grenouillere

Вот такая замечательную музыку я нашел для вас сегодня. Через неделю у нас будет рождественский сочельник и мы будем отмечать это и еще кое-какие другие замечательные события. А я прощаюсь с вами. До встречи на Фолкрадио через неделю.

Спасибо.

Скачать передачу