33. Сожми колени

Скачать передачу


Всем привет.

Сегодня я хотел сделать передачу про что-нибудь очень простое. Ну, например, прочитать какую-нибудь сказку, поставить к ней в сопровождение коротенькие инструментальные пьесы и все такое. Но музыка снова взяла свое и сегодня мы поговорим про что-нибудь другое.

Hille Perl, Lee Santana — Chaconne (composed by Maris Marais)

Сегодня мы с вами поговорим о виоле да гамба. Поскольку к каждой передаче мне обычно нужно бывает придумать название, имеющее слабое отношение к ее содержанию, я не мог назвать передачу «Виола да гамба» — скучно, знаете ли. Поэтому я подумал, вспомнил несколько известных мне картинок и назвал передачу по-фрейдистски «Сожми колени».

Hille Perl, Lee Santana — Aire (composed by Maris Marais)

Откроем, наконец, энциклопедии. Виола да гамба — написано в них — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро. Собственно, если перевести название инструмента с итальянского, то мы не получим ничего, кроме словосочетания «ножная виола». В списке известных исполнителей на виоле да гамба в тех же энциклопедиях перечислен Жорди Саваль.

Jordi Savall, Hesperion XXI — Istampitta: Saltarello I

Теперь мы покинем с вами недописанные страницы русских энциклопедий и перейдем на английский язык. Из английских энциклопедий мы узнаем, что семейство виол появилось в конце пятнадцатого столетия в Италии. Ну, а где же еще ему было появиться в Европе в конце пятнадцатого столетия? И хотя я, знаете ли, не очень люблю ставить в «Кельтской нови» всякие пятиминутные композиции, следующая настолько мне понравилась, что я решил нарушить все эти дурацкие принципы.

Hille Perl, Lee Santana — Folies d'Espagne (composed by Marin Marais)

Если вы когда-нибудь интересовались барочной музыкой, то наверняка слышали имя Жорди Саваля. Кроме множества прекраснейших инструментальных альбомов он записал саундтрек к одному фильму. Фильм этот называется «Все утра мира» или, на языке оригинала ‹Tous les matins du monde›. В фильме периодически появляется человек с зажатым между коленями инструментом. Человека этого зовут Жерар Депардьё, в фильме он играет барочного композитора Марина Марэ.

Hille Perl, Lee Santana — Gigue la chicane (composed by Marin Marais)

То, что на виолах играли только придворную, высокую по стилю музыку, совсем не является непреложным фактом. Не так давно уже хваленый сегодня Жорди Саваль записал два альбома инструментальной музыки, которые называются "Celtic Viol" и "Celtic Viol II" соответственно. В них исполнены на современных времени написания мелодии инструментах различные музыкальные экзерсисы, которые давно уже закрепили за собой место «кельтских хитов» у всех околокельтских исполнителей.

Jordi Savall — The cup of tea

Думаю, многие узнали небезызвестную композицию "Cup of tea". Где искать эти альбомы, думаю, можно догадаться и без меня. Но, продолжим наши музыкальные изыскания.

Барочная музыка (в особенности та, что была написана в XVII веке) редко была предназначена для исполнения большими оркестрами. Все дело в том, что сбор большого количества музыкантов был попросту невозможен в то время — институт консерваторий в большинстве стран сложился лишь в XVIII веке. Поэтому чаще всего музыку барокко играли в небольших музыкальных коллективах: квартетах или дуэтах.

Hille Perl, Lee Santana — Feste champetre (composed by Marin Marais)

Барочный квартет обычно использовал следующие инструменты: виолу да гамба, барочную скрипку, лютню и барочную гитару. Для получения дуэта из квартета, как правило, исключались скрипка и гитара.

Dorothée Wortelboer, Accademia Amsterdam — La mariée (composed by Jead-Baptiste Lully)

В эпоху классицизма стали появляться симфонические оркестры из тридцати с лишним человек и мощь виолы да гамба, чего уж там, потерялась среди скрипок, клавесина и двадцати семи других инструментов. Примерно тогда же виола эволюционировала, став виолончелью. Игра на виоле была на долгое время позабыта.

Jordi Savall, Hesperion XXI — Istampitta: La manfredina

В начале двадцатого века в мир вновь вернулась любовь к старине. Появилось такое течение, как аутентизм. Исполнители-аутентисты, как несложно догадаться, пытались восстановить аутентичное звучание старинной музыки. Первым новым исполнителем на виоле да гамба стал Христиан Дёберайнер, исполнивший в 1905 году сонату Генриха Отмара Абеля.

Ensemble Buon Tempo — Daphne

Сегодня на виоле да гамба играет значительно большее число исполнителей, чем в середине XIX века. Несколько композиций, прозвучавших в этой передаче были исполнены Жорди Савалем. Большинство композиций, написанных Марином Марэ были услышаны вами в исполнении дуэта: Хилле Перл играла на виоле да гамба (аплодисменты!), а Ли Сантана держал ритм, используя лютню. Кроме того, несколько прозвучавших композиций исполнили другие, менее известные коллективы.

Сказав эту замечательную фразу я желаю вам удачи и прощаюсь с вами до следующей субботы.

Hille Perl — Suite in D: I. Ouverture (composed by Georg Philipp Telemann)

Скачать передачу