12. Три закона композиции


Тунеядство, пьянство, блядство.
Крематорий

Как известно, существует множество законов построения композиции. Все они основаны на законах восприятия изображений человеком. Я расскажу вам о трех из них: законе контраста, законе ритма и законе целостности.

Закон контраста прост: самое контрастное место композиции является ее смысловым (и совсем не обязательно геометрическим) центром. Знаете почему все считают улыбку Моны Лизы такой загадочной? Вот фрагмент картины Леонардо да Винчи:

Мона Лиза. Фрагмент

Ритмом картины называются некоторые законы, в соответствии с которыми чередуются и взаимодействуют друг с другом отдельные элементы картины. Эти законы могут подчиняться требованиям жанра, ограничениям техники и замутненному разуму творца.

Закон ритма говорит, что ритм должен быть одинаков во всей картине. То есть в работе не должно присутствовать элементов, геометрически выпадающих из общей композиции.

Никогда не подчиняйтесь стандартным законам организации композиции. Размещение солнца в углу изображения является верным признаком невежества автора. Да и выглядит, если честно, хреново.

Закон целостности гласит: «На месте любого цветового пятна в изображении может стоять любое цветовое пятно той же яркости. При этом замена не ухудшит восприятия». Очень хорошо поняли этот закон авангардисты. Вашему вниманию предоставляются три работы Каземира Малевича:

Черный квадрат Красный квадрат Суперматизм

Эти три закона являются своего рода нейро-лингвистическим программированием изобразительного искусства. Действую в соответствии с ними, можно создавать работы, на которые можно смотреть, не отрываясь.