Всем привет!
С вами «Кельтская новь».
После двухнедельного перерыва передача вновь выходит в эфир. Должен предупредить, что это, к моему сожалению, будет последняя передача, которая выйдет в этом сезоне. Озвучив эту печальную новость, я готов поставить вам первый трек в нашей программе.
Emry Arthur — I'm a man of constant sorrow
Сегодня мы будем слушать всего одну песню. Специально для вас у меня заготовлено аж одиннадцать разных версий «Человека постоянной печали». На примере одной, достаточно популярной песни, можно отлично проследить, как менялась музыкальная традиция ареала популярности данной мелодии. Вот вам, например, версия Джона Хартфорда, звучащая как ирландские планксти, но всё же имеющая какой-то еле уловимый американский настрой.
John Hartford — I am a man of constant sorrow
Как вы знаете, многие музыкальные явления живут циклами. Сначала о них никто не знает, потом их обожают все кому не лень, чуть позже их популярность сходит на нет. Продолжительность таких циклов составляет примерно лет 20–30. Смотрите сами: первая известная мне волна фолк-возрождения пришлась на конец XIX века. Всеобщая тяга к модерну и псевдо-народному в культуре открыла, в том числе, и нескольких интересных музыкантов. В двадцатые годы, как следствие Первой мировой войны (про войны — чуть далее) и Октябрьской революции (или Октябрького переворота — кому как больше нравится), вновь активизируется интерес к песням крестьян и рабочих — именно у рабочих великий британец Ивэн МакКолл собирал свой материал.
Мы продолжим наши философствования после небольшой музыкальной паузы.
Soggy Bottom Boys — I am a man of constant sorrow
В ходе «первого американского фолк-возрождения» двадцатых-тридцатых годов XX века были открыты такие исполнители как Одетта, Лид Белли и некоторые не-совсем-фолк-исполнители (вроде Дейва Маккона или Слепого Лаймона Джефферсона). Следующе фолк-возрождение пришлось на пятидесятые-шестидесятые годы. Думаю, что достаточно бессмысленным является перечисление всех исполнителей, которые влились в фолк-сингерскую волну. Давайте лучше послушаем самого известного из них.
Bob Dylan — Man of constant sorrow
Естественно, самым популярным фолк-исполнителем всех времён был никто иной как Боб Дилан (хотя, казалось бы, причём здесь Боб Дилан).
Я обещал рассказать вам, почему я считаю, что крупные войны способствуют фолк-возрождениям. Смотрите сами: военный лагерь — место встречи людей из самых разных слоёв общества. Естественно, в свободное от войны время солдаты отдыхают кто как может. Вспомните — именно с Великой отечественной войны началась популярность гармони и её чёткая ассоциация со словосочетанием «русский народный музыкальный инструмент».
Вот другой пример, совсем не имеющий отношения к фолк-возрождению. Мазурка, танец польского происхождения, был практически не известен в странах западной Европы до заграничной кампании Александра I, в которой русские военные дошли до Парижа. А теперь попробуйте назвать хоть одно западноевропейское государство, где мазурка не считалась бы «нашим народным танцем».
Вот вам ещё одна версия от Боба Дилана.
Bob Dylan — Man of constant sorrow
Песню "Man of constant sorrow" впервые записал полуслепой скрипач Дик Бёрнетт в далёком 1913 году (к слову, самая ранняя запись, прозвучавшая сегодня, относится к 1920-м годам). Но, о фамилиях мы ещё сегодня вспомним.
Если вы помните, мы открывали этот сезон «неделей Боба Дилана на ФолкРадио». Тогда я делал передачу про группу "Peter, Paul and Mary". Было бы, как мне кажется, довольно странным не упомянуть о них сегодня.
Peter, Paul and Mary — Sorrow
Продолжим нашу американскую ретроспективу. В 1948 году была записана первая пластинка в новом стиле «блюграсс» (кстати, про этот музыкальный стиль я делал передачу в первом сезоне «Кельтской нови»). Блюграсс обычно играется группой струнных инструментов: гитара, банджо, скрипка, мандолина. Первым исполнителем блюграссовой музыки считается Билл Монро. Примерно к тому же времени относятся и первые записи "The Stanley Brothers".
The Stanley Brothers — I'm a man of constant sorrow
Популярность блюграссового звучания не могла не оказать влияния на фолк-сингерскую традицию. В группе "The Weavers" (пользуясь случаем хочу сказать, что их мы сегодня не услышим) играл известнейший фолк-музыкант Пит Сигер. У Пита была большая и музыкальная семья (Пегги Сигер, например, вышла замуж за уже упомянутого Ивэна МакКолла). А ещё у Пита был брат Майк. Майк играл в группе "New Lost City Ramblers" — «Новые бродяги потерянного города». У этой группы вышло совсем немного альбомов, а для нашей передачи ценность представляет их живое выступление в передаче Пита "Rainbow Quest".
New Lost City Ramblers — Man of constant sorrow
Как известно, история любит ходить по кругу. После второго фолк-возрождения все на некоторое время позабыли про народную музыку. Благо, были "ABBA", Девид Боуи и "Nirvana". В 2000 году на экраны вышел фильм братьев Коэнов «О, где же ты, брат?». Заглавной темой этого фильма стала, конечно же, песня "Man of contant sorrow". Давайте послушаем ещё одну инструментальную версию этой мелодии.
Norman Blake — I am a man of constant sorrow
Продюссером музыки к фильму стал уже известный слушателям ФолкРадио Ти-Боун Бёрнетт (заметьте — такая же фамилия была у самого первого задокументированного исполнителя этой песни). Про Ти-Боун Бёрнетта уже рассказывал коллега-Курцман, по неизвестным причинам уехавший в бесконечный творческий отпуск. Так что я, наверное, не буду повторяться, а просто поставялю вам ещё одну запись из саундтрека к "О Brother Where Art Thou?".
Soggy Bottom Boys — I am a man of constant sorrow
Саундтрек к фильму «О, где же ты, брат?» был перевыпущен через десять лет после оригинального релиза.
Среди исполнителей, которых продюссировал Ти-Боун Бёрнетт остался ещё как миниум один человек, без которого нельзя представить современную американскую музыку. Это Элисон Краусс. Сама Элисон отметилась на саундтреке песней "Down in the river to pray", а её группа "Union Station" неоднократно исполняла «Человека постоянной печали» живьём.
Именно этим исполнением я и предлагаю закончить нашу последнюю в этом сезоне передачу.
До встречи в сентябре и удачи!
Alison Krauss, Union Station – Man of constant sorrow