65. Памятуя о Галилео

Скачать передачу


Всем привет!

С вами «Кельтская новь». Новые альбомы закончились и некоторое время передачи будут повествовать об истинно народной музыке. Сегодня мы вновь поговорим о Бретани и её танцевально-песенной традиции. Давайте попробуем припомнить, что мы знаем о бретонской танцевальной культуре? Бомбарда, волынка, аккордеон, цепочки по две тысячи человек на каждом фест-нозе — и это всё? "Talar", "Ar re yaouank", "Karma" — все «экспортные» бретонские группы играют в схожем ключе. И вот именно сегодня мы будем слушать что-то совсем необычное.

Chal ha dichal — Heuliad laridenn (village paimpol)

Очень часто я (да и не только я) говорил о бретонской традиции kan ha diskan — традиции «вопрос — ответ», когда в музыкальной композиции один из инструментов является ведущим — он задаёт вопросы, а другой инструмент выдаёт ему полноценные грамотные ответы полным предложением. Обычно говорят, что диалог ведут бомбарда и волынка — именно такое сочетание можно встретить на большинстве фест-нозных альбомов. У нас же сегодня диалоги ведутся на народном бретонском языке.

Chal ha dichal — Ar miliner (laridé)

Нашими сегодняшними гостями будет группа ‹Chal ha dichal›, и, если вы хотите найти какую-нибудь информацию в интернете, то вы зря стараетесь — в «Яндексе» и «Гугле» можно найти лишь профили группы на last.fm и сервисе Grooveshark. Профили эти абсолютно пусты. У группы, впрочем, есть сайт, который не обновлялся со времени выхода первого (и единственного студийного) альбома группы. Чистый, незамутнённый дизайн конца девяностых.

Chal ha dichal — Gavotte-bal

Вот что пишут о себе сами музыканты:

«Всё началось в Лилле, далёком от Бретани. Четверо французов, не сомневающихся почти ничего совершенно ничего (по крайней мере, тогда) решили высоко поднять флаг кельтской музыки севера. Брошенная (иногда даже против воли музыкантов) на сцены фест-нозов, прокуренных пабов и других злачных мест, группа приобрела известность и уверенность в себе и превратилась в то, что вы сейчас услышите. Путешествуя с концертами по Нанту, Метц-а-Лорену и даже Парижу, ‹Chal ha dichal› продолжает свой путь, стараясь быть полезным бретонской культуре. Группа поддерживает проект ‹Trede Skolaj Diwan›, проект создания первого двуязычного колледжа в Морбиане».

Chal ha dichal — Kimiad soudard ar republik (kost-er-hoat)

Всего, по имеющейся у меня информации, у группы вышло два альбома. Первый, одноимённый альбом был записан в составе из семи человек. После распада группы, как и полагается, большая часть музыкантов потерялась, но часть из них продолжает играть в различных группах. Вот этот поразительный список:

В полном составе всё великолепие группы можно услышать в следующей композиции.

Chal ha dichal — Soazic (rond de loudeac)

Свой второй, концертный альбом, группа выпустила в 1999 году. После этого о группе не удаётся найти ровно никакой информации. Ценность концертного альбома заключается в «движухе», которая особенно хорошо чувствуется на фолк-концертах. Живое звучание ‹Chal ha dichal›, как и у подавляющего большинства групп хуже, чем звучание в студии. Но нас ведь это не пугает?

Chal ha dichal — Ar soner (scottish)

Как известно, в фолк-музыке не бывает новых мотивов — нот всего семь и всё, что играют современные музыканты уже когда-то кем-то было сочинено, исполнено, подхвачено волной популярности, забыто и открыто вновь. Среди бретонских групп такими мелодиями являются ‹Tri martolod› и ‹Ev sistr› — в том или ином виде их можно найти у ‹Tri Yann›, Алана Стивелля и группы «Мервент». И когда я нахожу песенную бретонскую группу, в чьём репертуаре этих песен нет, я искренне радуюсь этому факту. Надеюсь, порадуетесь этому и вы.

Chal ha dichal — Korentina (dans Léon)

Другой популярной бретонской мелодией является бурре, известное российской публике по песне «Снова скачет на горе дева Франсуаза». Её исполнение встречается на альбомах ‹Mervent 5› и ‹War ar palv› группы ‹Mervent›. У группы ‹Ar re yaouank› это бурре превратилось в гавот и записано под названием ‹Triolen› на диске "Breizh positive". Я предлагаю вам послушать танцевально-песенный сет, в основу которого легла эта мелодия. Первым танцем в сете станет простой плинн.

Chal ha dichal — Fransoazig (ton simple plinn)

Следующие два танца записаны так, что мне проходится объявить их сюитой. Никакого перерыва между треками нет и начало одного совпадает с концом другого. Вторая часть сюиты тоже основана на песне про Франсуазу. А вот в первом треке в кои-то веки становится действительно различимой бас-гитара, которая раньше была почти не слышна. И, хотя я очень не люблю увлечение фолк-музыкантов инструментами, работающими от розетки, в этом треке гитара звучит довольно приятно.

Chal ha dichal — Salud deoc'h c'hwi (bal plinn)

Chal ha dichal — Fransoazig II (an distro ton double plinn)

Я задумался над вопросом: почему же музыкальная традиция Бретани, при том что Бретань имеет почти втрое меньшую площадь и в полтора раза меньшее население, чем у Ирландии или Шотландии известна в мире намного сильнее, чем музыка других кельтских регионов? Подумайте — что вы знаете про музыку Астурии, Галисии, Корнуола и Уэльса? Про музыку острова Мэн не стоит даже и спрашивать. Должен признаться, что у меня нет ответа на этот вопрос.

Подошло время последнего на сегодня трека. Чтобы подчеркнуть, что сегодня мы слушали не совсем бретонскую музыку, последняя песня будет на французском языке. В следующий раз мы с вами послушаем что-то совсем другое. Удачи!

Chal ha dichal — Reveillez-vous belle endormie (baleu)

Скачать передачу